ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Лабораторная работа "Внешнее строение птицы, строение перьев"

Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Особенности строения и перьевое покрытие тела дают возможность птицам летать. И хотя есть птицы, не способные к полету, их предками были летающие птицы.

Существует огромное многообразие птиц. Каждый вид птицы адаптирован к определенным условиям. Форма и величина клюва, строение ног у разных птиц различны и связаны с различным способом добывания пищи.

Способность летать, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться на Земле.

Цель: ознакомиться с внешним строением птиц и строением перьев, найти черты приспособленности к полету.

Оборудование: чучело птицы, набор перьев, лупа, микроскоп.

Техника безопасности. Бережно обращайтесь с микроскопом. Ответственно относитесь к правилам работы с ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________

По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?____________________

2. Как располагаются перья на теле птицы? _______

Где располагаются самые крупные перья, а где – более мелкие?______________________________

3. Рассмотрите набор перьев птицы. Найдите в контурном пере очин, ствол, опахало. Зарисуйте контурное перо и сделайте подписи.

Разъедините опахало в нескольких местах, а затем попробуйте пальцами соединить его. Удалось ли это сделать?____________________________________________________________________________

4. Выясните при помощи лупы и микроскопа строение опахала. Найдите бородки первого и второго порядка, а также крючочки, при помощи которых бородки второго порядка соединяются между собой. Зарисуйте строение опахала и сделайте подписи.

5. Сравните строение других перьев с контурным пером. В чем их сходство и различие? Зарисуйте контурное и пуховое перья и сделайте подписи.

6. Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней?____________________________ __________________________________________

7. Чем передняя конечность птицы отличается от передней конечности ящерицы?_________________ ____________________________________________

8. Какая часть ног птицы не имеет оперения, и чем она покрыта?_____________________________ ___________________________________________

У каких ранее изученных вами животных имеется такой же покров?___________________________ _______________________________________________

Сколько пальцев на ногах птицы, как они располагаются?____________________________________

Где расположена цевка? _____________________ __________________________________________

9. Подпишите на рис. 9 среды обитания и образ жизни различных видов птиц.

Рис. 9

Выводы

1. Как строение контурных перьев способствует полету птиц?________________________________

2. Каково значение бородок и крючков на перьях?_______________________________________

3. Какую функцию выполняют пуховые перья?_______________________________________

4. В чем выражается приспособленность птиц к полету, к передвижению по суше, добыванию пищи?______________________________________

Проблемные задачи

1. Дайте описание клюва и ног следующих птиц:

а) птицы водоемов, питающиеся планктоном. _______________________________________________

б) птицы, питающиеся насекомыми, обитающими в трещинах и щелях деревьев. ___________________

2. Правильно ли считали, что воробьи и некоторые другие зерноядные птицы всегда приносят только вред и что их надо уничтожать? Ответ обоснуйте. _______ ___________________________________________

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru