ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Лабораторная работа "Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб"

Рыбы относятся к типу хордовых. Тип Хордовые – это высокоорганизованные двусторонне-симметричные трехслойные животные с внутренней полостью тела.

Мир рыб чрезвычайно богат и разнообразен. Рыбы населяют моря, озера, реки, ручьи и даже пещерные воды и артезианские колодцы. Большинство рыб активно плавают в толще воды и имеют обтекаемую форму тела. Кожа рыб покрыта чешуей, имеются плавники. Дышат рыбы жабрами. Рыб подразделяют на хрящевых (акулы, скаты) и костных (щука, сельдь, треска).

Цель: найти во внешнем строении рыбы черты приспособленности к водному образу жизни.

Оборудование: живая рыба в банке с водой, корм для рыбы, сачок, лупа, стеклянная палочка, часы с секундной стрелкой.

Техника безопасности. Используйте для работы лабораторный фартук. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой.

ХОД РАБОТЫ

1. Осторожно достаньте сачком из аквариума рыбу и поместите в банку с водой.

2. Руководствуясь рисунком в учебнике, определите границы головы, туловища и хвоста. Подпишите рис. 5.

Рис. 5

3. Опишите форму тела рыбы, объясните ее значение в жизни рыбы. ___________________________ ____________________________________________________________________________________

4. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону? Если нет, то почему? ___________ __________________________________________

5. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение она имеет?_____________________ ___________________________________________

6. Как на теле рыбы расположена чешуя? Каково значение такого расположения чешуи при плавании. Каково ее защитное значение? ___________________________________________________________

7. Засеките время и подсчитайте, сколько раз за минуту рыба откроет и закроет рот и сколько раз за это же время приоткроются жаберные крышки. __________________________________________ ___________________________________________

8. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или опускается вниз. ______________________________________________________________________

9. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются?

Парные: ________________________________

Непарные: _______________________________

10. Рассмотрите органы зрения – глаза рыбы. Найдите органы обоняния – ноздри.

Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия, ведущие в каналы органов боковой линии.

11. Бросьте в банку корм. Как рыба реагирует на появление корма? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель? ___________________________________ __________________________________________

Выводы

1. Какая связь существует между движениями рта и жаберных крышек у рыбы? Каким образом вода, насыщенная кислородом, попадает в жабры?__________ __________________________________________

2. Как приспособлены рыбы к жизни в водной среде?______________________________________ __________________________________________

3. При помощи каких органов чувств рыба ориентируется в водном пространстве? Какой орган позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды?______________________________________ __________________________________________

4. Как можно определить возраст рыбы? _________________________________________________

5. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? _______________________________________________

Проблемные задачи

1. Какие приспособления сформировались в процессе эволюции у акул в связи с питанием крупной подвижной добычей? _________________________________________________________________

2. Каким образом связаны со средой обитания следующие особенности сазана: широкое тело, малая подвижность, наличие прочных глоточных зубов, способность выдвигать рот в виде трубочки? _________ __________________________________________

3. У определенных видов рыб, живущих в придонных слоях океана, имеются под кожей вещества, делающие их тело светящимся или интенсивно-темным. В чем преимущества такой окраски для глубоководных рыб? _____________________________________________________________________

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru