Основные задачи курса «Окружающий мир» - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
В настоящее время различными авторами и коллективами авторов созданы новые программы и учебники для начальной школы по ознакомлению с окружающим миром.
Изучая предмет «Окружающий мир», учителю необходимо рассказать, что в условиях научно-технической революции человек получил в свои руки мощные орудия воздействия на природу. Ему удалось вовлечь в процесс производства почти всю поверхность планеты Земля и выйти в космос. Человек превратил в сельскохозяйственные угодья миллионы гектаров бесплодных, засушливых земель, осушил болотистые места и превратил их в пашни, сенокосные поля и пастбища. Но в результате таких изменений значительно сократились площади лесов, исчезли многие виды растений и животных, усилился процесс антропогенного загрязнения атмосферы и гидросферы, стало резко сокращаться количество многих видов природных ресурсов. В связи с этим встает вопрос формирования экологической культуры учащихся.
Эффективность работы учителя по экологическому образованию и воспитанию школьников будет определяться тем, насколько учитель методически правильно будет использовать различные логические задачи экологического характера, которые могут быть самыми разнообразными и охватывать все разделы курса «Окружающий мир».
Экологические задачи, предложенные в данном разделе сайта, стимулируют детскую любознательность, способствуют проявлению заботы и беспокойства за состояние здоровья природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.
Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае их цель - активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Задачи могут служить дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам. Некоторые задачи выходят за рамки курса «Окружающий мир» и могут быть использованы при проведении олимпиад, кружков и т. д.
Решение этих задач может способствовать установлению детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе.
Задачи помогут школьникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, умения разрешать найденные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов.
Можно научить детей решать экологические задачи с помощью приемов выявления и разрешения экологических противоречий, которые позволяют ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта и решить задачу так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего мира, а «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.
Кроме экологических задач на сайте представлены кроссворды обобщающего характера. Некоторые кроссворды выходят за пределы программного материала.