ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

История досуговой педагогики

 

Виды занятий в первобытном обществе

Свободное время человека, а также его занятия, которые мы относим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо наличие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифференциация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семейные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.

Труд людей доисторических культур носил примитивный характер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглощали, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище становилось общим и носило временный характер.

В то время существовало социальное разделение людей по половозрастным признакам (мужчины – женщины, дети – взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого общественного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.

Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охоте на диких зверей. Позже они научились разводить домашних животных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие растения. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.

В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало представления людей, в которых содержались как адекватные, так и фантастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми, и животными, – как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

Также многофункциональной была магическая практика, которая стремилась оптимизировать существование людей, поддерживала у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других – связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных катаклизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволяло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удачной.

Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму.

В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окружающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обычаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.

Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться все – и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первичными формами будущего досуга.

Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в заклинания шамана, что бессознательно формировало у них чувство готовности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструментов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, готовности к трудностям.

Существовал еще один вид коллективной активности – праздник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от природных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.


Свободное время и досуговые занятия в древнем мире

 

Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода – в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней Греции и Древнем Риме) – возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занимаются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направлениями хозяйства.

В обществах Древнего мира начала развиваться частная собственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.

Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного населения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью.

В новых условиях исчезали простые формы социального равноправия первобытного общества. Довольно многочисленные социальные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочисленные слои оставались свободными, но при этом были настолько бедны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к беднякам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.

У части свободных граждан древних государств появлялся личный досуг, который можно сблизить с современными формами отдыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном месте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия – занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно передавали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его – на охоте, в общественно-публичных местах, в путешествиях.

Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с традиционными играми, спортивными состязаниями, которые требовали либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом. Тогда же появляются настольные игры.

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Более индивидуализированный характер досуга был характерен для представителей высших классов, которые имели возможность пользоваться услугами рабов, выполнявших функции прислуги. Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпочтениями, использовать время для развлечений, путешествий, образования или просто ничего не делать.

Таким образом, содержание свободного времени у состоятельных групп во многом начинает отличаться от традиционных занятий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых занятий, которые требовали и времени, и средств. Тогда зародилось коллекционирование редких предметов, проживание летом в загородных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др.

Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений: авторской поэзии, прозы, драматургии. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное угощение, которое могло длиться несколько дней.

Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во время всеобщих праздников. Общие праздники были связаны как с религией, так и с народными календарно-трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно-развлекательные представления, ставшие первыми в истории массовыми мероприятиями.

В некоторых регионах Древнего мира (Индии, Греции, Древнем Риме) появились театры и развивалась драматургия. Развивалось светское массово-зрелищное музыкальное, цирковое искусство, самостоятельные формы которого появлялись в разных регионах Древнего мира.

Общественные развлечения и зрелища в Древнем Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления, гонки на колесницах и гладиаторские бои и травли диких зверей. Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях.

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой и устраивали состязания. Для этого в Риме были отведены особые места, например Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий. Так, римляне вычерчивали на земле клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра «голова и корабль» – римский вариант игры «орел или решка».

Излюбленной формой досуга в городах стали зрелища, получившие наибольшее распространение в Риме. Самыми популярными зрелищами были гладиаторские бои и состязания в беге на колесницах. Гладиаторы и возницы пользовались особенным расположением публики, выполняя в обществе фактически ту же роль, что популярные спортсмены, артисты или певцы в наше время.

На игры все смотрели как на самое верное средство развить в человеке ловкость, грациозность и укрепить здоровье. Именно греки подарили миру одну из прекраснейших форм досуговой деятельности – Олимпийские игры, принципом которых является участие, а не выигрыш.

Театральные представления вначале происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н.э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи.

Таким образом, в Древнем мире труд и развлечение дифференцируются, становясь самостоятельными сферами жизни человека. У представителей широких слоев они чаще тесно переплетаются с народной культурой – фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы, наполняясь новым содержанием.

 

Досуг в эпоху средневековья

В этот период продолжают существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, которые свойственны Древнему миру. В Средние века продолжают углубляться такие виды деятельности, которые потенциально способны динамизировать общественное развитие, – философская мысль, наука, искусство и др.

Поначалу научно-философское наследие Древнего мира было востребовано в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока. В досуговых занятиях мусульманского мира Ближнего Востока смешивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Так, в Египте трижды отмечали новогодние праздники: весной – персидский, в августе – коптский, а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год.

В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо-мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались религией и контролировались Церковью. Так, в христианском мире жестко разграничивались дни труда и дни, свободные от работы.

В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно выделялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и богатых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.

Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собрались и у них хватило времени на организацию одного из видов состязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.

Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельможа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.

Жители средневековых городов – как зажиточные, так и бедные – развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских замков и крупных поместий. Среди горожан были распространены домашние праздники с разнообразными играми, музицированием. Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодельничали, танцевали. Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному.

Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.

Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.

Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вечеров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была создавать романтическую атмосферу.

В Средние века на массовых праздниках были и другие развлечения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хождение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней и др.). Популярными были петушиные бои, участие в травле собаками привязанного быка.

Среди спортивных развлечений самыми популярными были всевозможные варианты игры в мяч. Небольшие кожаные шары, которые легко ложились в руку, расшивали золотом и украшали гербами. Не менее знамениты были игры в шарики – каменные, металлические, деревянные или из драгоценной слоновой кости. Богатые вельможи приобретали шары из диковинного малахита, бирюзы, можжевельника или тяжелого самшита. Значительное место среди спортивных развлечений занимали и верховые игры, когда сочетались искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы, а вечером, когда тепло и мягкий свет наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры: тавлеи, игры-головоломки, шахматы.

На праздничных улицах и площадях всегда было множество мастеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, дрессировщиков, фокусников, кукольников, шутов.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru