Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.
Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.
Ребёнок должен знать:
своё имя, отчество, фамилию;
свой возраст и дату рождения;
свой домашний адрес и номер телефона;
название своего города, его главные достопримечательности;
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.
Надо! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением. Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:
Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3—7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.
Во-первых, решите, в школу с каким статусом вы хотите отдать своего ребёнка: в школу с углублённым изучением отдельных предметов, в лицей, гимназию или в обычную школу»
Во-вторых, узнайте, какие школы находятся в вашем микрорайоне» Если ребёнок будет ходить в школу самостоятельно, то стоит серьёзно задуматься над тем, насколько близко она расположена от вашего дома, насколько безопасен путь от дома до школы.
Ранец. Выбирая ранец, смотрите, чтобы были удобными застёжки и лямки, чтобы была ручка, за которую его можно повесить на крючок. Ранец должен быть нетяжёлый, небольшой (особенно, если первоклассник невелик ростом) и прочный.
Пенал. В магазинах большой выбор пеналов, в которых карандаши и ручки вставляются в держатели-резинки. Если первоклассник будет пользоваться таким пеналом каждый день (на парте нет стаканчика для карандашей и ручек), то на обратное его заполнение уйдёт много времени, и — скорее всего — ручки с карандашами просто окажутся в ранде. Поэтому целесообразнее купить пенал в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробки.
Поступление в школу — это стресс для ребёнка. Чтобы безболезненно пережить вместе с ним этот жизненный этап, попробуйте использовать следующие приемы:
С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.
Избавляться от застенчивости следует ещё в дошкольном возрасте. Иначе в 1-м классе застенчивый ребёнок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет прекрасно знать ответ.
Чтобы ребёнок смог побороть свою робость, чаще создавайте ему такие ситуации, когда возникает необходимость общения с незнакомыми людьми. Например, поручите ему отвечать на телефонные звонки или, гуляя со своим малышом, попросите его узнать у прохожего, который час.
Очень многие ответственные и заинтересованные родители беспокоятся, что в 1-м классе нет домашних заданий, и поэтому сами стараются нагрузить ребёнка: проводят диктанты, заставляют решать примеры, задачи и т. д. Делать этого не стоит. Помните, что главное в 1-м классе — не сформировать какие-то навыки ребёнка, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности, научить учиться, сохранить и укрепить желание ходить в школу.
Ребёнок младшего школьного возраста отличается любопытством и любознательностью, остротой и свежестью восприятия окружающей среды, но сам процесс восприятия неотделим для него от практической деятельности. Воспринять предмет — значит что-то сделать с ним: потрогать, рассмотреть и т. д.
Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обуславливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил 4 основных типа нервной системы:
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип).
Такой ребёнок — очень работоспособный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует от него терпения и выдержки.
Отдых должен быть активным. После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимы пребывание на свежем воздухе, подвижные спортивные игры. Прогулка желательна и после приготовления домашних заданий.
В режиме дня должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий. Для второклассника это время не должно превышать одного часа, для третьеклассника — полутора часов, для четвероклассника — двух часов. Оптимальное время для выполнения домашних заданий: 15.00—17.00.
Преимущества. Группу продлённого дня ребёнок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный горячий обед, а в некоторых школах и полдник, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции (в зависимости от возможностей школы), приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время.
Главное — найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра-соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра-путешествие, моральное или материальное стимулирование).
Очень часто учителя слышат от родителей: «Ребёнка не заставить сесть за уроки. Каждый день из-за этого скандалы, слёзы. Во время выполнения домашних заданий он часто отвлекается, иногда обманывает, говорит, что ничего не задано...»
В чём тут дело?
Причин может быть несколько.
Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки.
Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый почерк — это в какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям; неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят, что почерк зависит от характера человека, его темперамента, наследственности, всё-таки добивайтесь от ребёнка во время письма аккуратности, внимательности.
Существует мнение, что довольно часто левши — это, простите, маленькие грязнули и лентяи. Они медлительны, рассеянны и несобранны. В их тетрадях, в комнатах и в мыслях постоянный беспорядок. Левши часто «уходят» в свой внутренний мир и не слышат обращенного к ним вопроса. Иногда они обманывают, не преследуя при этом никаких личных интересов.
Впрочем, левши умеют нестандартно ответить на простые вопросы, у них богатый внутренний мир.
Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери.
Вот и подходят к концу длинные летние каникулы... Как трудно иногда переключиться с отдыха на работу! Вот несколько советов, которые помогут ребёнку быстрее войти в рабочий режим.
В последние дни каникул постепенно переводите ребёнка на тот режим дня, которому он следует во время учёбы (пораньше укладывайте спать, пораньше будите с утра).
В школе у ребёнка появляются многочисленные страхи: страх перед учителем или директором, страх перед контрольной работой, страх перед ответом у доски. При этом дети ведут себя по-разному: одни самостоятельно учатся преодолевать подобные трудности, другие замыкаются в себе и продолжают культивировать свои страхи, третьи ищут поддержки у окружающих.
Одна из основных причин детской лжи кроется в завышенных требованиях родителей к своему ребёнку. Психологи считают: чем выше требования родителей, тем ниже у ребёнка самооценка, тем чаще он прибегает к обману. Тем самым малыш надеется выглядеть как можно лучше в глазах мамы и папы и подменяет «горькую правду» «сладкой ложью». Часто он начинает обманывать из-за страха наказания.
Если обида, нанесённая вашему ребёнку, была единичной, то постарайтесь не вмешиваться в конфликт. Подскажите сыну или дочери, как помириться с одноклассниками, и пусть дети попробуют сами решить эту проблему.
Если же вашего ребёнка дети обижают постоянно (обзывают, толкают, провоцируют на драку) и сам он не в состоянии справиться с данной проблемой, начинайте принимать меры.
Школьники младших классов нередко жалуются учителю или родителям то на одно, то на другое. Происходит это по разным причинам: желание добиться справедливости, поиск защиты, ревность или зависть к успехам своих сверстников, а подчас — неправильное поведение взрослых (ведь, признаемся, мы просим иногда ребёнка рассказать по секрету о случившемся, поощряем его ябедничество).
Не забывайте, что, во-первых, учитель — обычный человек, со своими слабостями и недостатками, во-вторых, учитель — ваш союзник и помощник в деле воспитания вашего ребёнка. Поэтому относитесь к учителю как к важному деловому партнёру, уважайте его, никогда не показывайте своего плохого настроения, отрицательных эмоций, в любой ситуации сохраняйте терпение, такт, доброжелательный тон, будьте вежливы.
Замечания бывают разные. Можно с раздражением крикнуть: «У тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» Такое замечание ничему не научит ребёнка, а лишь отдалит его от вас.
Замечания-приказы развивают в ребёнке боязливость, чувство неуверенности в своих силах. Он станет выполнять всё из страха перед вашим гневом. А ведь можно сказать и по-другому: «Я устала, наведи, пожалуйста, порядок в комнате сам». Такая фраза будет расценена ребёнком не как приказ, а как просьба близкого человека.
Правило первое. Ваше общение не должно строиться на основе авторитарного давления на ребёнка по типу: «Взрослый всегда прав». Школьник младших классов хочет быть равноправным членом семьи и часто не понимает, почему вам можно, а ему нельзя.