ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Деловая игра для молодых учителей "Самоидентификация и саморазвитие личности молодых специалистов в школе"

Цели: анализ самоидентификации как “учителя”, барьеры самореализации.

Методы:

“Незаконченные предложения”, элементы “Арт-терапии”, элементы “Тренинга саморазвития”.

Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

Ход игры

1. “Знакомство” (представиться).

“Имя” (“Если бы я была книгой, то какой…”).

“Мяч” (игра с мячом на запоминание имен, меняться местами).

“Деление по учебным предметам ” (встать в круг. По кругу показать свой предмет ( с помощью пантомимы и разделиться по предметным группам).

Рефлексия: Как Вы себя чувствуете?

2. По группам:

Дайте понятие “молодой специалист”:

кто это?

каков он в Вашем понимании?

(Один из группы представляет ее, на доске пишутся основные критерии).

Психолог: “Мы определили, каким в Вашем понятии должен быть молодой специалист в школе. Вы - молодые специалисты и сейчас мы попробуем разобраться, осмыслить Ваши потребности, индивидуально-личностные ценности в рамках Вашей педагогической деятельности, осознание Вас как учителя и трудности, с которыми Вы встречаетесь в процессе работы.

Давайте выработаем правила работы в группе:

Конфиденциальность (“Если Вы считаете нужным что-то не рассказывать, то Вы отвечаете сами за себя”).

Просьба слушать и слышать.

Примечание: Важно не навязывать свои правила и санкции за нарушение правил группе. Для каждого коллектива приемлемы свои правила, традиции, в которых им комфортно. Дайте право выбора.

Перед работой выскажите Ваши опасения: “Я боюсь, что я…”.

3. “Самоидентификация”.

Анкета “Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов”.

Сейчас, нарисуйте пожалуйста, как Вы считаете, как Вас видят в школе ученики, учителя, администрация, родители:

в роли идеального учителя,

я - как плохой учитель,

каким меня видят в школе,

какой я в реальности (отказаться от масок).

Рисуйте, после каждого рисунка название мысли.

Рефлексия:

- Сесть в круг.

Ваши чувства, впечатления.

Зачастую мы не те, кто есть на самом деле, а те, кого хотят в нас видеть окружающие.

Педагогическое сознание во многом заполнено мифами. Гринбер считает, что есть пять мифов, которые препятствуют работе педагога:

Учитель в любой ситуации должен вести себя спокойно.

Учитель всегда должен быть сдержан и держать дистанцию.

Учитель должен проявлять одинаковую любовь ко всем ученикам.

Учитель должен скрывать истинные чувства от учеников.

Учитель должен жертвовать собой ради школы.

Соблюдение этих факторов приводят педагогов к возникновению таких состояний, как эмоциональное сгорание и психоэнергетическое истощение.

Спасибо, что смогли рассказать о своих страхах.

4. “Отработка трудностей”.

Психолог: Вы поняли, что Вам мешает в Вашей работе, в личностном восприятии и саморазвитии.

Сейчас мы попытаемся решить то, что нам мешает. Нарисуйте 3 “барьера”. Подписать их названия. А теперь, с каждым рисунком нарисуйте 3 “трамплина”, 3 пути решения Ваших проблем”.

Психолог: “ Ваши барьеры не уходят, так как Вы не хотите их решать, Вы считаете, что это не решаемо. Но есть “трамплины”, которые помогут Вам в решениях.

Вы хотите еще узнать решение Ваших трудностей? Нарисуйте на листе, тревожащий Вас “барьер”, пустите его по кругу, и каждый пытается нарисовать или написать решение данной задачи”.

Рефлексия:

- Ваши ощущения, эмоции.

На практике таким “советником” в Вашей школе может выступить завуч, коллеги, психолог.

5. Заключение:

- Закрытыми глазами, поздоровайтесь.

Один из Вас- конфликтный человек у Вас на работе, внешний круг показывает без слов Ваше отношение к нему, внутренний – что он при этом чувствовал.

Улыбнитесь друг другу.

Сели в круг, рефлексия, впечатления о тренинге.

Что дал Вам тренинг,

плюсы и минусы данного занятия,

Произошли в Вас какие-то изменения?

Молодой профессионал-педагог должен уметь думать и действовать не наугад, не по приказу, а на совесть, как свободный человек. “Восхождение” к профессионализму лежит через свободу выбора и творчество, что наполнит смыслом его деятельность.

Спасибо за занятие.

 

Приложение №1

Анкета

«Факторы, влияющие на развитие саморазвитие педагогов»

 

Инструкция: оцените по 5-ти бальной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие вашему профессиональному развитию:

 

5- «да» (препятствуют или стимулируют),

4- скорее «да», чем «нет»,

3- и «да» , и «нет»,

2-скорее «нет»,

1-«нет»

 

                       Препятствующие факторы:

Собственная инерция.

Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих   ваше желание перемен и стремление к новому.

Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.

Потеря интереса к педагогической деятельности.

Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

 

                       Стимулирующие факторы:

Налаженная система методической работы в школе.

Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.

Пример и влияние коллег.

Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

Интерес к педагогической деятельности.

Личный пример руководителя школы.

Возможность получения признания в коллективе.

Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

Система материального стимулирования.

Потребность в самосовершенствовании.

Атмосфера поддержки и сотрудничества, сложившаяся в коллективе.

 

                      Обработка результатов:

Баллы, полученные по разделу «Препятствующие факторы» суммируются:

Максимум баллов=55,

Минимум баллов=11.

 

11-27 баллов – потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сложившихся обстоятельства.

28-33 балла – потребность в развитии носит слабо выраженный характер. Сомнение в возможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах.

34-44 балла – выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту.

45 –55 баллов – явно выраженная потребность в развитии. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту.

 

Аналогично обрабатываются данные по разделу «Стимулирующие факторы»

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru