Профессор Знаев - УРАВНЕНИЯ

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

УРАВНЕНИЯ

 

Как научить детей решать уравнения? Этот вопрос волнует практически всех учителей-математиков и естественников в силу огромной значимости метода уравнений, как для самого курса математики, так и для его практических приложений. Умение решать уравнения настолько важно, что для его формирования нужно привлекать все средства, в том числе и правила, и примеры, и житейские образы. Вооруженные различными приемами, учащиеся всегда смогут помочь себе сами, с какими бы трудностями они ни встретились.

Несмотря на значительное время, которое отводится уравнениям в III-V классах, учащиеся, становясь чуть старше, испытывают трудности даже в простейших случаях. Например, решая в VIII классе уравнение 1,1/х=22/9, школьники не могут вспомнить правило, согласно которому для нахождения неизвестного делителя надо делимое разделить на частное, т.е. х=1,1:22/9.

Почему так происходит? Видимо, потому, что правила нахождения неизвестных компонент арифметических действий являются слишком неудобным, неэффективным инструментом решения уравнений. Дети заучивают эти правила формально, затем быстро забывают и не могут воспроизвести по памяти. Учителя пытаются найти выход из этой ситуации, подыскивая такие приёмы рассуждений, которые хорошо запоминаются. Например, часто используется прием числовых равенств: подбирается верное числовое равенство с небольшими числами (например, 8:4=2), из него выводится, как найти неизвестное (4=8:2), а затем выполняется перенос на данное уравнение (х=1,1:22/9). Подобные приемы, хотя и помогают некоторой части детей, все-таки не становятся для большинства из них опорой для решения уравнений: слишком громоздкие рассуждения и слишком труден для многих детей перенос информации с одного объекта на другой.

Может быть, действительно, лучше сосредоточить усилия на прочном и глубоком усвоении правил? В конце концов мы, учителя, прекрасно их помним и используем для решения уравнений. Любой из нас моментально ответит, что для нахождения неизвестного вычитаемого надо… Стоп! Выдумаемся, как мы воспроизводим эти правила? Мы мысленно выполняем преобразования и лишь потом проговариваем правило. То есть мы сначала как бы решаем уравнение, а затем лишь комментируем выполненное действие. Детям же мы предлагаем делать всё наоборот: сначала вспомнить правило и на его основе решить уравнение! В этом, наверное, и заключается причина трудностей.

К теме «Уравнения» нужен особый подход, исходя из возрастных и психологических особенностей учащихся, их уровня подготовленности.

Еще в начальной школе учащиеся знакомятся с компонентами арифметических действий и учатся находить неизвестные компоненты по известным. В основной школе вводятся основные понятия и термины; в центре внимания – овладение алгоритмами решения основных видов рациональных уравнений.

Выделяют следующие этапы процесса обобщения приемов решения уравнений:

-решение простейших уравнений данного вида;

-анализ действий, необходимых для их решения;

-вывод алгоритма решения и запоминание его;

-решение несложных уравнений данного вида, не являющихся простейшими;

-анализ действий, необходимых для их решения;

-формулировка частного приема решения;

-применение полученного частного приема по образцу;

-работа по описанным этапам для следующих видов уравнений согласно программе.

Учитель руководит всем процессом обобщения, его деятельность направлена на создание ситуаций для реализации этой схемы в процессе поэтапного формирования приемов: подбор упражнений и вопросов для диагностики и контроля, помощь учащимся в осознании состава приема решения уравнения, его формулировки, отработки и применения.

Одной из основных целей, которые ставит перед собой учитель математики, является научить учащихся решать уравнения и впоследствии применять эти навыки при сдаче ОГЭ, ЕГЭ и в дальнейшей учебе.


В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете интересные материалы к урокам.




Поиск

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru